Публикации

Посткризисный мир: право на «рывок» – приоритет экспортно-ориентированной наукоёмкой промышленности России

Протасовский Дмитрий
Всегда поддерживал Президента с момента его прихода к власти. Страна была в ужасающем состоянии. Президент и его команда оживили Россию после анархии 90-х и сделали так, чтобы она устояла после мировых кризисов, а люди не стояли поголовно на улицах с протянутой рукой. Любой, кому доводилось управлять предприятием с многоуровневой структурой знает, что внутри всегда есть несколько, а нередко и больше, соперничающих между собой групп. Если переносить эту метафору на Россию, то наше отечество — одна из сложнейших систем для управления. Тут и история, и амбиции, и сложившаяся за века система взаимоотношений между Центром и регионами, многонациональность, сильные соседи, мировая конкуренция и обилие не возобновляемых ресурсов. И всё же кто бы что не говорил, мы по-прежнему влияем на глобальную повестку. А значит, всё не так просто. Безусловно, не все процессы, протекающие в нашей стране, я считаю целесообразными. И вместе с тем я по-прежнему поддерживаю Президента, и считаю, что России нужно эволюционное развитие. Разными революциями наша страна была изрядно перенасыщена за последние сто лет.

Однако новый мир, в который мы сейчас вступаем, требует всё более смелых действий со стороны высшего руководства страны и нашего общества. К сожалению, не все возможности были использованы в свое время для роста экономики, некоторые шаги экономического блока были опрометчивыми. Так называемая либеральная политика в сфере экономического развития показала свою несостоятельность, а некоторые шаги экономического блока можно смело назвать откровенно провальными, а порой и «вредительскими». Многие сектора экономики находятся на грани выживания, медицина, образование и промышленность дышат на ладан. А наши успехи в отдельных отраслях или отдельные успешные компании – скорее исключение из правил и феномен их основан на «героизме» и личных качествах конкретных людей — управленцев.

На мой взгляд, новый мир и в целом мироустройство, которые сейчас складываются на наших глазах в силу разных факторов, не дадут нам время на раскачку. Необходимо сделать тот «рывок», о котором говорил Президент, иначе мы не сможем избавиться от статуса «экономической периферии» в «нью-кризисный» и посткризисный периоды.

Я не причисляю себя к лику профессиональных экономистов, поэтому не претендую на то, что сейчас изложу исчерпывающие и единственно верные меры. Это просто моё мнение, как я понимаю затронутую проблему в разрезе международной конкуренции.

Итак. В новом мире нам, прежде всего, необходимо взять на вооружение достояние «демократических» государств Западного мира и ведущих стран Азии, а именно – тотальный и жесточайший протекционизм. Для современной России важен приоритет национального производителя над зарубежным импортом, а меры поддержки экспортно ориентированных национальных предприятий должны быть первоочередными.

Все ходы давно известны. Ознакомиться с мерами значимых международных игроков можно в интернете, это не секрет. Это и прямые государственные ограничения на ввоз в страну товаров определенной категории, и субсидирование производителей, чтобы они могли быть конкурентоспособными в борьбе с «интервентами», и отчисления (в форме налога) в пользу местных компаний. Это крайне важно для развития тех рынков, где местные технологии уступают зарубежным и необходимо стимулирование развития именно этих отраслей. Без этого и многого другого нам не защитить отечественную экономику от влияния глобальных финансово-промышленных групп.

Потребуется замораживание всех тарифов естественных монополий и услуг государственного сектора до момента, когда российский рынок адаптируется к изменениям.

Другим, не менее важным шагом, может стать государственная политика эффективного протекционизма экспортно ориентированным предприятиям, особенно с высокой долей наукоёмких технологий. Это в первую очередь комплексный подход, конечно, но главное, что в итоге надо добиться – реальной конкурентоспособности продуктов отечественных товаропроизводителей. Важно, чтобы российские предприятия имели, как минимум, равные возможности с иностранными. Это и вопросы ценообразования, и оборотные средства, и дешёвые кредиты, понятная логистика и опора на инфраструктуру государства за рубежом. Если текущая инфраструктура и система поддержки не работают, нужно оперативно выстраивать новые.

В условиях, когда спад рынка неизбежен, многие силы, в том числе извне, включат свои лоббистские ресурсы на полную мощность, что может привести, особенно на первых порах, к перекосу отечественного рынка. Поэтому более целесообразно будет пойти по пути точечной национализации, допустим, не менее 70% предприятий в стратегически значимых областях, которые начнут испытывать финансовый голод вместо очередных льгот и дотаций. Да, это жёстко. Но давайте не будем с вами забывать, что по схожей схеме они, в своё время, приватизировали государственные предприятия, воспользовавшись слабостью государства и опираясь на поддержку интервентов. При этом, по большей части, «эффективные хозяйственники» так и не смогли сделать приватизированные предприятия прибыльными без госдотаций.

Считаю, что крупные частные предприятия, существующие только за счет государственных льгот и дотаций, подлежат национализации.

При этом для повышения эффективности управления госкомпаниями до 10% опциона можно выделить команде — управленцев. Эта модель хорошо себя зарекомендовала в ряде бизнесов по всему миру. Подобная схема управления может быть применима и у нас, при этом, она будет не только эффективной, но и социально справедливой в соответствии с Конституцией РФ.

Важную роль в посткризисном мире будет иметь сектор малого и среднего бизнеса. Поддержка этому сектору необходима значительная и ощутимая. Требуется оптимизировать налогообложение, в частности для стимуляции малого и среднего бизнеса потребуется упразднить все налоги, кроме налога на прибыль, с отсрочкой платежа от оного до трёх лет. Подобный подход на 5-7 лет можно будет использовать для всего отечественного сектора МСП Особенно это касается предприятий в сфере производства экспортно ориентированных наукоемких товаров и технологий. Причём данному сектору экономики необходимо обеспечить «зелёный коридор» на всех уровнях государственного управления и доступа к инвестиционным ресурсам.

Еще один шаг — запрещение на государственном уровне офшорным компаниям владеть активами в России более, чем на 10%.

Необходимо ввести мораторий на 10 лет на покупку и владение иностранными частными и юридическими лицами земельными ресурсами и предприятиями стратегического значения более чем на 20%. И ограничить выкуп котируемых на бирже акций предприятий, особенно подверженных атакам международных спекулянтов и финансовых интервентов. Отдельно нужно продумать меры против возрождения рейдерских схем.

Углеводороды, наконец-то, могут перестать быть нашим проклятием, а станут нашим преимуществом в конкурентной борьбе на внешних рынках. Ни для кого не секрет, что значительную долю в себестоимости любой продукции составляют траты на топливо и электричество. Государству необходимо рассмотреть такую возможность, чтобы на период 5-7 лет посткризисного периода, топливо и электричество предоставлялись бы предприятиям по минимальным ценам. Разумеется, не в ущерб частному сектору.

Финансовые регуляторы в нынешнем своем виде ни при каких обстоятельствах не позволят нашей экономике иметь инвестиционные финансы для внутреннего рынка, поэтому необходимо идти окольно. Так, например, выбрав 4-5 отрасли, драйвера экономики — малоэтажное жилое строительство, дорожно-транспортную инфраструктуру, развитие речного хозяйства, сельское хозяйство и машиностроение (станкостроение) — сформировать для них отдельные фонды, средства которых будут распределяться в соответствии с программами развития отраслей реального сектора.

В новой реальности государству необходимо вести более явную социально-ориентированную политику, учитывающую базовые потребности наших граждан. Без чего ни одну задачу посткризисного периода толком не решить. К примеру, создание отдельного государственного ипотечного фонда, который будет предоставлять наследуемые обязательства на приобретение жилья в рассрочку и льготные кредитные программы (до 3% годовых) для населения в целом, а для отдельных категорий граждан (молодая семья, расширение семьи) с отсрочкой первого платежа на 7-10 лет.

Уровень лояльности населения, или «индекс счастья» можно измерять по-разному. В частности, обстановкой в доме (квартире). Хватает ли денег конкретной семье на качественный ремонт жилья, покупку новой мебели и бытовой техники, или первого (нового) автомобиля? Всё это элементарно. Дабы удовлетворить эти запросы, государство может сформировать отдельный фонд (под это без угрозы скачка инфляции можно и печатный станок включить) и само разместить типовой заказ (по утверждённой тарифной сетке и норме прибыли производителя) у сформированного заранее перечня компаний, производящих мебель, бытовую технику и автомобили. А это, в свою очередь, выдается по заявке (например, через портал госуслуг) в рассрочку или в качестве материальной поддержки российских семей. Кроме населения, которое будет чувствовать, что о нем заботятся, мы получим несколько отраслей загруженных на 10-15 лет. Это рабочие места, это аккуратное вливание и распределение денежной массы, и много других преимуществ для экономики страны. Ну, а главное – люди получат импульс к новой жизни, что, конечно же, не менее значимо для развития экспортно ориентированной экономики.

Многие говорят о развитии науки и технологий, но в посткризисном мире нужно будет прежде всего работать. Для максимальной эффективности важно, чтобы роли всех участников процесса были верно распределены. Министерства и ведомства отвечают за координацию и мотивацию, наука — за фундаментальные и прикладные разработки, а большая и малая промышленность и остальные представители реального сектора выступают в роли заказчика и проводника. Тут в качестве примера может послужить китайская модель, которую они позаимствовали в СССР и смогли оптимизировать её под реалии капитализма, со всеми эффективно работающими сегодня финансовыми институтами поддержки. Пришло очевидно время и нам самим покопаться в старых советских книжках и «подсмотреть», как это было у них (советских людей) вчера, и параллельно изучить опыт соседей из Поднебесной, чтобы понять, как это работает в нынешнюю пору. Ведь недаром же говорится, что «Новое – это хорошо забытое старое». По-моему, это один из верных путей к успеху. Надо помнить, что у нас есть 5-7 лет в запасе, потом точку невозврата мы пройдём. Просто не останется тех, кто сможет поделиться знаниями как всё это эффективно функционировало в советские времена от первоисточника.

Не менее важным является помощь и поддержка государства на местах. Это очень болезненный вопрос, так как крючкотворы всех мастей – наше давнее проклятие. Они способны погубить любую здравую идею. На одного адекватного хозяйственника приходится десять бюрократов. Пока не представляю, как с этим бороться, особенно когда нарушен процесс отбора и утверждения на их позиции. Возможно спасение от них кроется в цифровой плоскости – индекс полезности чиновника и другие метрики. Здесь нужно серьезно анализировать и принимать меры, потому что никакие новые программы не заработают, пока не решится вопрос с правильной мотивацией и настройкой этого звена.

В части развития научно-технического потенциала, как я уже высказывался прежде: нужно создавать условия для возвращения уехавших ранее советских и российских специалистов и воспитания новых поколений инженеров и новаторов. В том числе – «русскоязычных» из стран бывшего СССР. Не стоит и забывать и о привлечении к нашим научным разработкам иностранцев с высокими компетенциями в сфере науки и технологий. Лучше стимулировать молодёжь к получению инженерных специальностей и работе на родине после получения диплома. Надо и мотивировать молодёжь к получению инженерных специальностей и работе в России после получения диплома. Но без создания условий, в которых конкретный инженер, учёный, высококвалифицированный рабочий и их семьи будут комфортно жить и творить — рывку не бывать.

Уважаемые соотечественники, коллеги! У нас с вами имеется уникальный исторический шанс исправить ошибки, допущенные почти 30 лет назад, и, перегруппировавшись под новую реальность вернуться на вектор развития и созидания, где наше Отечество было не периферийной страной-бензоколонкой, а государством, задававшим тон мирового прогресса. Как любил говаривать один великий классик и оптимист: «Глядя назад – обнажим голову, глядя вперёд – засучим рукава!»


Источник: https://echo.msk.ru/blog/dmprotasovski/2621255-echo/